Левиафан

(null)

Левиафан

Понять фильм до конца можно только прочитав книгу Иова. И знание о том, кто сей левиафан тоже не помешает. Собственно говоря, названием автор прямо указывает на главное действующее лицо в картине.
Это как Моби Дик, которого никто не видел, но он всегда где-то рядом. Очень рядом. Прямо в сердце твоем. В душе твоей.

Я видела рецензии на фильм, что суть в борьбе добра и зла, света и тьмы. Причем Николаю почему-то приписывают роль добра, а мэру — зла. Что вот, мол, зло всегда побеждает. О да, фильм построен на конфликте двоих. Без конфликта нет произведения. Но это просто люди. Никого из них нельзя отнести к категориям добра или зла. Оба полны того и другого в полной мере. Суть фильма в другом, на мой взгляд. И главное действующее лицо постоянно ускользает от взгляда. Зритель пытается разобраться, кто хороший, кто плохой. И теряется. В фильме вообще нет симпатичных героев. Нет замазанных и привлекательных. Ни одного. Все запятнали себя чем-то. Кто кого водит за нос?

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?» (Иов.40:20) «Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?» (Иов.41:1)
«на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.41:26)

Серость, скука, уныние, реки водки, предательства, нищета, хамство, мздоимство, разруха, наглость, пресыщенность, воровство, беспомощность, безнадежность. Царство Левиафана мастерски описано режиссером. Каков царь, таково и царство, таковы и подданные.
Операторская работа порадовала. Цвет, свет, картинка. Интересные приемы: красивые виды, брутальные пейзажи только подчеркивают суровость фильма.
Все служит одному — указать на того, кто лишь на секунду появился и исчез вместе с женой Николая.

Режиссер расставил знаки по всей картине. Ребра, кости, остовы, скелеты. Обезглавленный Иоанн Предтеча в разрушенной церкви. Свиное корыто. Послание блудному сыну — возвращайся к Отцу. Оставь царство Левиафана. Беги. Не надо бороться с ним. Ты проиграешь. «Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?» (Иов.41:1)
И люди падают. Весь фильм — падение людей. Грехопадение в современном мире.

А выход? Выход есть. О нем вскользь упоминает местный священник. Последовать примеру Иова. Но ведь это сказка, правда? Так думает Николай. Так считает род человеческий. Он разучился верить Богу. Он не знает Библию. И Левиафан царствует над землею.
Спасибо Андрею Звягинцеву и всей команде за смелость сказать это людям.

  • Elen

    Фильм совсем не понравился. Не скрою — переживала сильно, что даже рыдала. Но из этой картины понятно лишь то, что, цитирую:
    — » Вся власть от Бога, пока Ему угодно»
    — «В том-то и вопрос: Угодно ли Ему?…»
    — «Угодно»
    Нам показали, что Богу угодна эта власть? Ведь финал фильма указывает, что ничего ты в этой жизни не докажешь, коль твой враг власть имеющий, ведь мэр как жил припиваючи, так и живёт! Что творит дела тёмные и тут-же храм строит! И судия, и прокурор и все приспешники его опять же при делах…и ,получается, миновала их кара? Мне кажется в истории Иова было не так! Хочется другого финала, где будут расставлены все точки над i и истина воссторжествует, а так ком в горле и безысходность…человек просто сломался…