Болеутоляющая иллюзия причинности

Болеутоляющая иллюзия причинности — хорошо подмечено. Излюбленный вопрос «почему?» и ответ «потому что».

«При­хо­дит­ся при­знать рас­плыв­ча­тость при­выч­ных “по­то­му что”, хотя от это­го ста­но­вит­ся не по себе (шут­ка ли — от­бро­сить бо­ле­уто­ля­ю­щую ил­лю­зию при­чин­но­сти). По­вто­рю: че­ло­век — “жи­вот­ное объ­яс­ня­ю­щее”, он уве­рен, что лю­бое явле­ние име­ет опо­зна­ва­е­мую при­чи­ну, и хва­та­ет­ся за са­мое оче­вид­ное, усма­три­вая в нем объ­яс­не­ние. Но оче­вид­ной при­чи­ны мо­жет и не быть; слу­ча­ет­ся даже так, что нет ни­че­го — нет даже на­ме­ка на воз­мож­ное объ­яс­не­ние. Од­на­ко по­нять это ме­ша­ют скры­тые сви­де­тель­ства. Усло­вие на­ше­го вы­жи­ва­ния “то­пит” все воз­мож­ные объ­яс­не­ния. В ито­ге Ари­сто­те­ле­во “по­то­му что” не свя­зы­ва­ет на­креп­ко два явле­ния; оно, как вид­но из гла­вы 6, по­твор­ству­ет на­шей тай­ной сла­бо­сти все ис­тол­ко­вы­вать.»

Талеб «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»