«Не насытится око зрением» или Реклама – двигатель…

Статья для христианской газеты «Екклесиаст» и «Международной христианской газеты».

Снимок экрана 2014-08-27 в 20.29.23

«Не насытится око зрением, не наполнится ухо слышанием», – мудро подметил Екклесиаст. Но и сегодня, по прошествии более двух тысяч лет, мало что изменилось. Другими стали образы, но человек все также не удовлетворяется просто созерцанием предмета. Древний змей в Эдеме знал, как соблазнить Еву: достаточно было обратить ее взор на то, что делать нельзя и представить это привлекательным. Все остальное Ева сделала сама.

С тех пор человек, имея внутреннее ощущение запретности плода, не лишает себя возможности созерцать этот плод во всех видах, ракурсах и красках. И в этом очень хорошо преуспевает рекламное производство запретных плодов, стремясь подавать их под соусом безобидности и невинности, азарта и моды, современности и душевности.

С детства мы знаем, что курить вредно, но в наши дни привлекательный образ мужественности непременно связан с сигаретой. Если видишь стройную, радостную девушку с длинными ногами, то она обязательно держит в нежной ручке тонкую сигаретку, почти воздушную, такую же «безобидную», как и сама девушка. Я думаю, что Еву не прельстил сам плод. Ее прельстил образ, стоящий за действием: она будет подобна Богу, если вкусит это. Сегодня большинство людей не покупаются на сигареты и пиво. Они все также покупаются на образы современного, делового, душевного человека, который решает все проблемы, и никто не устоит пред ним. Это образ преуспевающего человека, владеющего собой и ситуацией. И всего-то – сигаретку закури и заду-у-умчиво так вдаль посмотри. Готово.

Встреча друзей теперь ассоциируется только исключительно с пивом. Пьешь пиво – друг. Не пьешь – враг. Теперь друзья познаются не в беде, а по тому, какую марку пива предпочитают. Хочется спросить таких друзей, что связывает их кроме пива и пьяных грязных разговоров «по душам»? У меня есть две знакомые семьи, которые были на грани развода из-за того, что мужья после работы не спешили домой, к жене и детям. Для них самое дорогое – провести время с другом за бутылочкой пива. Правда, потом, другом становилось само пиво, а друзья становились алкоголиками. Одна моя знакомая, выпив бутылочку пива, по ее словам, пропала на три дня. А когда вернулась – не помнит, где была, где одежду оставила, деньги потеряла, как на улице раздетая оказалась.

Многие говорят: на меня реклама не действует. Но если она столь бездейственна, то зачем, по вашему мнению, фирмы-производители тратят огромные средства на рекламную раскрутку товара? Если она так бездейственна, то почему за последние годы, когда велась активная рекламная компания пива, так много молодежи, подростков и даже детей пьют пиво из банок, бутылок и делают это на каждом шагу, углу, в транспорте, в общественных заведениях? Просто зайдите в транспорт и посмотрите вокруг: взрослые и дети, женщины и мужчины, даже старики попивают пиво. В последнее время появилось уже новое понятие как пивной алкоголизм среди подростков. И это будущее поколение нации, страны и города. Что мы пожнем в результате массового посева греха в души молодого поколения? Многие уже обратили внимание — реклама пива везде: телевидение, газеты, журналы, уличные щиты… Если посев так велик, то урожай обычно во много раз больше. Не трудно догадаться, что каждая семья будет затронута проблемой алкоголизма.

Тем, которые считают, что реклама не действует на них, я возражу — она действует на ваших знакомых, друзей, коллег, родных. А они в свою очередь не упустят возможности поделиться с вами своими ощущениями и впечатлениями от пробы. У нас особое доверие к тем, кого мы знаем. Мы уверены, что они плохого не посоветуют. Вспомните, как вам предложили впервые сигарету, алкоголь или наркотик? Обычно это делают знакомые люди, как бы желая добра, «заботясь» о вашем состоянии или настроении.

Но даже если вы несгибаемы и вас рекламой не возьмешь, то на детей пропаганда греха действует губительно, они очень восприимчивы. И если это не наши дети, то соседские. А играют они вместе, время проводят вместе, и уж поверьте, не часто для ребенка авторитетом являются родители, чаще какой-то заводила со двора. Ситуация еще сложнее, если родители запрещают делать то, что сами делают открыто. Что толку объяснять подростку, что курить нельзя, если сигареты лежат в твоем кармане? Или когда ты сам пьян — пытаться читать лекцию о вреде алкоголя на детский организм?

Родители, лучший способ уберечь детей от воздействия негативных образов рекламы – вести достойный образ жизни, не менее привлекательный, чем тот, что показывают в телевизоре. Только вы можете разрушить связь между достоинством и грехом у ребенка. Пусть образ успеха, дружбы, любви, достоинства, силы формируется тем, что они видят в семье, во взаимоотношениях между отцом и матерью. Дружите с детьми, уважайте их, давайте им то внимание, которое им необходимо. Самооценка детей и подростков не должна формироваться на основании пива, алкоголя и сигарет. Объясните ребенку его ценность, уникальность, достоинство на основании того, что написано в Библии. И сами ведите образ жизни, о котором говорите. Пусть слова ваши не расходятся с делами. Мы ответственны за тех, кого Бог доверил нам.

На своем примере могу показать влияние образов на жизнь и судьбу человека. Будучи студенткой, я ездила в Москву для работы в библиотеке и останавливалась у знакомого в общежитии. Там я попала в «богемную тусовку» продвинутых молодых талантов. В начале 90-х годов публика Москвы была очень искушенной относительно запретных плодов. Они видели то, что в провинциях еще не появилось. По тому, как они вели себя и что делали, можно было понять, что они насмотрелись фильмов, программ и просто копировали то, что видели. При этом они обсуждали новинки и мечтали быть такими, как новые кино-герои. Там раскурили «косячок» и неспешно вели беседы в полумраке. Мой знакомый сказал, что отказываться нельзя, нужно показать всем, что ты своя, провинциалов здесь не терпят. Так впервые через знакомого, через молодых ребят, насмотревшихся продукции, рекламирующей грех, я попробовала наркотик. Затем один из них сказал, что я похожа на одну кинозвезду из фильма «Криминальное чтиво». Я ничего не поняла и имя «звезды» не запомнила, но каким-то образом это отложилось в моей памяти. Позже еще один человек, уважаемый мною, сказал, что я так похожа на его любимую актрису Уму Турман, которая играла в «Чтиве», но только та более «раскомплексованная». Теперь у меня уже сформировалось очень сильное желание посмотреть этот фильм.

Какое-то время спустя, посмотрев фильм, образ героини встал перед моими глазами. Я видела то, что было в начале, и никак не задумывалась над тем, что ожидало эту девушку в конце. Поэтому когда мне предложили кокаин, я уже имела внутри себя сформировавшийся образ. Осталось воплотить его реально. Так я стала наркоманкой. Каждый раз, когда я смотрела этот фильм, я как бы вновь пропитывалась страстью к наркотикам. Конечно, когда я уже кололась, вся романтика ушла. Но в момент принятия решения спрыгнуть с иглы этот навязчивый образ из фильма вставал перед глазами (не насытится око зрением), и вновь я продолжала колоться. Мой муж любил фильм «Пуля». Правда, он всегда смотрел только начало, когда все было по «кайфу». Конец истории – смерть главного героя — не очень-то его вдохновлял. У нас не было мудрости, чтобы понять, что каково начало, таков и конец. Эти образы управляли нами из подсознания. Это было нашим «богом». Слава истинному Богу, сейчас мы свободны от наркотиков. Единственная Личность, которая впечатляет меня – это Иисус Христос.

Но когда я смотрю на то, что происходит с людьми вокруг, мне очень больно. Они живут во лжи, обманутые тем же змеем. Сегодня эти «боги» развешаны на щитах, смотрят с экранов телевизоров, кричат из газет и журналов. Они требуют жертв и поклонения. В Библии написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи.

Кому ты служишь сегодня? Чей образ, личность влечет тебя к себе? Посмотри внимательно: что с «богом» твоим, то и с тобой будет! «Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Пс.134:18).

Как Церковь Божья, мы имеем «власть наступать на змей и скорпионов». И примеры, когда молитвы верующих изменяли ситуацию в городе, и реклама греха уходила с телевидения, радио, газет и улиц очень вдохновляют. Церковь, мы также ответственны за тех, кого Бог доверил нам!